Цесаревич во Владивостоке

 

 

 

 



В год 1890 й Россия стояла крепко, на троне восседал Белый Царь Александр Александрович, — сын императора Александра II, внук Императора Николая I, отец цесаревича Николая будущего русского Императора, — Император Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, прочая… Миротворец.

Во всем Свете у России было только два верных союзника ее армия и флот (этих союзников хватало с лихвой), и при надежном золотом обеспечении рубль был независим от финансового мусора иных валют.

«Манифест о незыблемости самодержавия» принятый в 1881 году давал силу Самодержавной власти. Россия процветала под державной рукой Великого Самодержца.

В это время Хозяин Земли Русской надумал строить железную дорогу — Транссибирскую Магистраль, дабы соединить стальной нитью Урал и Приморский край. Ибо с Уралом обе Столицы были уже связаны.

Для этой Великой миссии Государь посылает своего сына и наследника на Дальний Восток во Владивосток. Где, по замыслу Самодержца, будущему Самодержцу всея Руси предстояло дать зеленый свет — произвести торжественную закладку Великого Сибирского железного пути, дабы, наконец, соединить европейскую Россию с побережьем Тихого океана.

В октябре 1890 г. на борту военного фрегата «Память Азова» цесаревич Николай в возрасте 22 лет отправился в путешествие.

12 января 1891 года Дума города Владивостока постановила: «Для увековечивания памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством наследником цесаревичем построить из камня и кирпича на перекрестке улиц Светланской и Прудовой (в н. в. ул. Петра Великого) Триумфальные ворота, с постановкой в оных образа Святителя Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими. Сооружение Триумфальных ворот поручить городскому архитектору капитану Н.Коновалову».

При великой радости горожан, ударными темпами Триумфальные ворота, украшенные бронзовым орлом, были построены.

Через эти Триумфальные ворота цесаревич Николай войдет во Владивосток и навсегда в его историю. (Первозданные ворота к 1930 году были разрушены большевиками, а воссозданы благодарными потомками в 2003 году).

Город блестел — такого порядка на улицах Владивостока старожилы не припоминали. Улицы были украшены флагами и гирляндами цветов. Все было готово к встрече высокого гостя.

12 мая Владивосток встречает наследника престола. Горожане с раннего утра запрудили Адмиральскую пристань и прилегающие к ней улицы. В 11 час. 30 мин. с бросившего якорь в бухте Золотой Рог фрегата «Память Азова» на край Русской Земли ступил цесаревич Николай под салют крепостных орудий, перезвон церковных колоколов и крики «Ура!».

Городской голова И.Маковский, преподнес ему по русской традиции хлеб-соль на серебряном блюде…

Через Триумфальные ворота августейшая особа поднялась к улице Светланской, где выстроились войска гарнизона и где начался второй этап церемонии встречи высокого гостя…

Вечером весь Владивосток и корабли на рейде были раскрашены яркими огнями иллюминации. По словам современника, зрелище было неописуемое, какого здесь еще не видывали.

16 мая 1891 г. цесаревич Николай на фрегате «Память Азова» в сопровождении канонерских лодок «Кореец» и «Манджур» прибывает в порт Посьет, где знакомится с этим крайне важным пограничным районом для Южно-Уссурийского края, боеготовностью и бытом дислоцированных здесь воинских частей. 

Стрелки 9-го батальона вручили цесаревичу шкуры тигра и огромного бурого медведя. Цесаревич с благодарностью принял подарок, пригласил бойцов на борт фрегата, где накрыли для них стол, а затем облагодетельствовал воинов серебряными часами…

В 1979 году бывал в порту Посьет и не единожды ваш покорный слуга. Следов пребывания цесаревича Николая не обнаружил. Надеюсь, что наши современники все же увековечили память, о пребывании цесаревича в сей обители военных.

17 мая, вернувшись во Владивосток, Николай Александрович принял участие в торжественной церемонии закладки первого памятника Владивостока — легендарному исследователю Дальнего Востока адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому (о Невельском мы еще скажем свое теплое слово). Средства на постройку собирали среди горожан по инициативе моряков Сибирского экипажа, автором проекта стал помощник ст. инженер-механика флота А.Антипов.

Памятник был торжественно открыт 26 октября 1897 г.

Но в 1923 г. большевики сняли с него 160-килограммового бронзового двуглавого орла, бюст Г. Невельского, доски с памятными надписями и передали на хранение в краеведческий музей, а памятник, увенчанный звездой, стал именоваться «Жертв революции». В 1929 г. двуглавого орла, как «не имеющего исторической ценности», изъяли и пустили на лом. И только в канун 100-летия Владивостока памятнику вернули прежний облик. Спасибо скульптору Е.Гриневой, ей удалось восстановить бронзового орла.

18 мая Цесаревич Николай на территории механических мастерских (ныне Дальзавод), принимает участие в закладке сухого дока, получившего имя цесаревича Николая (открыт 7 октября 1897 г. и существует и по сей день). А набережная в настоящее время носит имя Цесаревича. Ура!

19 мая состоялось главное событие, ради которого прибыл во Владивосток августейший гость.

Еще 17 марта 1891 г., когда цесаревич был в путешествии, Самодержец Божией милостью, Александр III издал рескрипт, направленный на имя путешествующего наследника, в котором говорилось: «Ваше императорское высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению на счет казны и непосредственным распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути».

Выполняя волю Державного отца, цесаревич положил начало строительству Транссибирской магистрали на берегах Тихого океана и, призывая в помощь Всевышнего, совершил закладку не превзойденной и ныне по масштабам и значимости, этой грандиозной стройки века.  

19 мая в 10 часов цесаревич Николай «в двух с половиной верстах от города (ныне Первая Речка, один из районов Владивостока) соизволил лично наполнить землей приготовленную тачку и свезти ее на полотно строящейся железной дороги». С этой «царской» тачкой земли и принято связывать начало строительства Транссибирской магистрали. Ура!

19 мая ознаменовалось еще одним историческим событием с участием наследника Российского престола — состоялась торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала. Цесаревичу подали на серебряном блюде молоток и лопату, а также в специальной чаше раствор цемента. И Его Императорское Высочество, перекрестившись, вложил в специальную каменную нишу серебряную доску и тщательно замуровал ее «на веки вечные». Здание вокзала было готово к 1 июля 1894 г. Спустя полтора десятка лет оно было реконструировано по проекту архитектора В. Плансона и 7 февраля 1912 г. торжественно открыто вновь.

Кроме участия во всевозможных церемониях «закладок» цесаревич Николай знакомился с Владивостоком, посетил Улисс, Сибирский флотский экипаж, Общество изучения Амурского края (ОИАК) — первое научное и культурное общественное учреждение в крае, на нужды которого пожертвовал тысячу рублей, а также передал на хранение рабочий инструмент, которым он выполнил свою историческую миссию: лопату, молоток, мастерок (до наших дней не сохранились).

В это же время весной, цесаревич объявил высочайший манифест от 17 апреля 1891 г., которым «давались различные милости осужденным на каторгу и ссылку». Так, осужденным на бессрочную каторгу ограничили 20 годами, другим сократили сроки до 2/3 и многих освободили.

21 мая 1891 г. высокий гость покинул Владивосток и через Сибирь вернулся в Санкт-Петербург.

Через пять лет Николай Александрович был коронован и принял Державу из рук слабеющего отца…



Коментарии

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.