Как доехать до Ганиной Ямы
На автомобиле от центра города для этого требуется от 40 мин. до 1,00 часа , на электричке от 1,00 до 1,5 часов от вокзала.
Ганина Яма расположена не в такой дикой тайге как об этом сочинял известный кинодраматург, никакого специального или особого снаряжения, а также выучка землепроходца не потребуется достаточно дачной экипировки и опыта прогулок в пригородном лесу.
Не придется пробираться и звериными тропами, до места можно пройти по дрогам, сбиться с которых трудно. Описание рассчитано на людей, обладающих простым здравым смыслом и не владеющих техникой работы с компасом и картой (о тех нечего беспокоиться — они итак доберутся).
Описание пути сделано следующим образом.
Ориентир (номер которого соответствует отмеченному на прилагаемых схемах); его описание, направление движения до следующего ориентира (пункта) и расстояние до него.
Ориентиры хорошо различимы на местности, их трудно спутать с чем-то другим. Если есть такой риск, то описание предусматривает контрольный ориентир, мимо которого невозможно пройти и не заметить, поэтому в случае сомнения лучше дойти до него, а дальше действовать по инструкции. Все возможные варианты инструкцией не предусмотришь, поэтому в любом случае не суетиться, помня поговорку старых таежных волков: «Если торопишься, — сядь, покури!». Для благочестивых паломников буквальное исполнение этого правила
вряд ли приемлемо, но оно родилось не на пустом месте и следует вникнуть в его глубинный смысл.
Как доехать на электричке?
п.1. ВОКЗАЛ. Ехать до ст. ШУВАКИШ, это по Горно-Заводской линии (конечные пункты электричек: Н-Тагил, Невьянск, Нейво-Рудянка, Мурзинка и т.д.) Электрички ходят через час — полтора, время в пути-полчаса. Останавливаются все электрички, кроме так наз. «скоростных», это примерно половина Н-Тагильских электричек. В расписании они соответственно отмечены.
п.2. Ст.ШУВАКИШ. Прямо от платформы двигаться по ходу электрички (это значит на С.З.), сначала «по шпалам», затем, когда справа от железной дороги дома и огороды кончатся, сойти с дороги, перейти узкую полосу леса, выйти на асфальтовую дорогу и двигаться в том же направлении до отворотка щебнистой дороги. Всего пройти 750 — 800 м.
Отвороток должен быть справа по движению.
Если отвороток будет пропущен, то эта же асфальтовая дорога метров через 150 пересекает железную дорогу. Если дошли до переезда, то возвращайтесь назад и будьте внимательней, отвороток на этот раз будет слева.
п.3. ОТВОРОТОК ЩЕБНИСТОЙ ДОРОГИ. Дорога проложена по расширенной квартальной просеке, поэтому совершенно прямая, уходит почти точно на север по магнитному меридиану.
Двигаться по щебнистой дороге на север 1 км.
п.4. КОНЕЦ ЩЕБНИСТОЙ ДОРОГИ. Далее просека продолжается без засыпки. Двигаться по просеке в том же направлении 650 м. до пересечения ее с Коптяковской дорогой.
п.5. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОСЕКИ С КОПТЯКОВСКОЙ ДОРОГОЙ. Коптяковская дорога это более менее широкая полоса с разъзженными колеями. Немного не доходя (200 — 250м.) до Коптяковской дороги, просека пересекает цепочку полян и там, на заболоченной луговине автотракторная колея делает петлю налево — не спутать!
Двигаться по Коптяковской дороге налево, т.е. на С.З., через 100 м. дорога делает изгиб направо т.е. почти строго на север, пройти после поворота еще 250 м. (всего, значит 350 м.) и искать слева отвороток лесной дорожки налево, к Ганиной Яме.
п.6. ОТВОРОТОК ДОРОЖКИ К ГАНИНОЙ ЯМЕ. «Лесная дорожка» в данном случае автотракторная колея, здесь она сильно заросла, малозаметна и ее легко пропустить. В качестве ориентира можно указать, что не доходя до отворотка 10 -15 м., слева от дороги лежит березовый хлыст (так лесорубы называют цельное дерево с вершиной, не расчлененное на отдельные бревна).
Двигаться по дорожке налево (на запад) 200м. Далее см. п.9.
Если дорожку найти не удалось, продолжить движение по Коптяковской дороге в прежнем направлении. Пройти 150 — 200 м.
п.7. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ КОПТЯКОВСКОЙ ДОРОГИ С ШИРОТНОЙ ПРОСЕКОЙ. Как и предыдущая квартальная просека (с которой она пересекается), просека расширенная и по ней проложена автотракторная колея. Пропустить и пройти мимо невозможно.
Двигаться налево (на запад) 150 — 200 м. до поляны.
п.8. ПОЛЯНА. Болотистая луговина, размер 40 Х 60 м. По восточному краю поляны проложена автотракторная колея, которая ответвляется от той, что идет по просеке. Двигаться по ней на юг (т.е. выйдя на поляну сразу повернуть по дорожке налево). Идти 100 м. до развилки, здесь же направо будет видна обширная яма (котловина). Это и есть собственно Ганина Яма.
п.9. ГАНИНА ЯМА. Сама Ганина Яма — это выемка искусственного происхождения (открытая горная выработка) размером 35 Х 25 м. Ее становится видно немного не доходя до упомянутой развилки, уже после того, как поляна кончится. На развилке дорога раздваивается – одна уходит налево – это та самая дорожка, которая исходит из п.6., если там удастся найти дорожку, то она выведет в эту точку. Если идти от п. 6, то метров за двадцать до Ганиной Ямы видно, что дорожка спускается в заметную лощину, в пределах которой располагается рудник. Ганина Яма одна из горных выработок этого рудника, она же дала название всему руднику.
Чтобы выйти к шахте № 7, нужно не побояться оставить дорожки и перемещаться самостоятельно, что совершенно безопасно, так как это все-таки пригородный лес, где если даже и удастся заблудиться, то не надолго – с одной стороны железная дорога, с другой, на расстоянии чуть более полукилометра уже знакомая просека, по которой только что прошли.
Другие выработки рудника находятся к югу от Ганиной Ямы, но от нее они не видны, особенно летом, чтобы увидеть их нужно приблизиться к ним буквально на несколько метров. Надежно выйти к шахте № 7 можно, идя вдоль западного борта лощины, в которой располагается рудник.
От дорожки пройти 100 м, по крайней мере метров с 30 хорошо виден, установленный у шахты Крест.
Шахта № 7 (иное название «Открытая шахта), ныне это удлиненная воронка размером 9 х 15 м, осложненная двумя углублениями, западное глубиной около 5 метров, почти правильной конической формы. Эта воронка образовалась на месте обрушившегося ствола шахты, на восток от нее протягивается удлиненное углубление, которое возникло на месте двух рассечек, расположенных одна над другой (рассечка – это горизонтальная горная выработка, пройденная из ствола шахты), когда крепление сгнило, то свод рассечек обрушился, образовав вытянутое углубление, причем еще до того как обрушился свод, рассечка стала обваливаться со стороны забоя, отчего с восточной части удлиненной воронки образовалось еще одно, небольшое углубление.
Вопреки распространенному мнению в этой шахте, как и на всем руднике добывали не золото (это мнение высказано и в «Записке Юровского»), а железо. Рудник Ганина яма был одним из источников сырьевой базы Верх-Исетского завода (ВИЗ’а, как говорят в Екатеринбурге) причем из самых удаленных и самых бедных, но это уже подробности к интересующей нас теме мало относящиеся, однако знать их не помешает.
Следует предостеречь благочестивых паломников от попыток своих собственных неконтролируемых исследований на руднике и даже экскурсий по нему. Первое понятно, так как только с благословения правящего архиерея Екатеринбургской епархии какие либо исследования там допустимы.
Об экскурсиях следует уточнить. Дело в том, что почвенно-растительный слой, то что мы привыкли называть дерном, который удерживает почву от размыва, оползания и т.д., нарастает веками и тысячелетиями, большая часть рудника покрыта дерном, возраст которого всего несколько десятилетий. Даже в 1919 году, судя по фотографиям, в опубликованных книгах, пейзаж на руднике был «лунным» – хаос голых куч земли, ям, воронок и т.д. Несколько многолюдных экскурсий с легкостью уничтожат очень тонкий и слабый дерновый покров и, тогда вновь может вернуться «лунный пейзаж», но при этом воронки и насыпи еще более оплывут, что исказит первоначальную картину.
Экскурсии на руднике рано или поздно будут организованы и будут проводиться по дорожкам повременным руднику. По ним можно ходить и сейчас (часть из них обозначена на схемах), но подавляющее число городских жителей не умеют их различать на местности и поэтому просить их ходить только по ним бесполезно.
Возвращаться обратно на Коптяковскую дорогу и просеку лучше по одной из многочисленных тропинок, которые ныне проложены от Креста. Можно от дороги дойти по тропинке, но тогда нет гарантий, что можно дойти до чего-то конкретного, поэтому если нет уверенности в собственных силах, то лучше пользоваться настоящей инструкцией.
КАК ДОЕХАТЬ ДО ГАНИНОЙ ЯМЫ НА АВТОМОБИЛЕ?
В зависимости от сезона, погоды, а так же от марки автомобиля, можно доехать до п.4., до п.9. (т.е. непосредственно до места), либо только до п.3. Этот вопрос важен при организации поездки, так как нужно знать до какого места можно доехать и соответственно планировать свои действия.
От п.4. до места около 1 км. и, стало быть, от него смогут дойти даже немощные люди, а до него можно доехать на любой машине, даже такой тяжелой и неповоротливой, как автобус «Икарус» в любую погоду и любой сезон года, кроме зимы – тогда понадобится «Урал» или «ГАЗ 66». Непосредственно до места, до п.9., кроме указанных вездеходов можно доехать и на любой легковой машине летом или в сухую осень, был случай когда мы добирались на «Жигулях» в слякоть и распутицу, но был очень хороший водитель и опытный экипаж – это тот случай, когда водитель тоже хочет посетить Ганину Яму, а не сторожить машину.
Далее, если водитель местный: то он наверняка помнит как доехать до Шувакишского рынка, ныне рынок не функционирует, но многие помнят где он находился. Тогда поиски дороги очень упростятся. Нужно попросить доехать до рынка и проехать дальше по той же дороге – метров через триста будет п.3.
Если водитель дороги не знает, то нужно выехать из Екатеринбурга на север по «Новому Тагильскому тракту» или иначе, по шоссе Екатеринбург – Серов, причем выезжать не через В-Пышму, а через Уралмаш. Для надежности при выезде из города сделать засечку на спидометре, так как отвороток на Шувакиш плохо различим. Засечку лучше сделать при проезде под виадуком, который расположен в 200 – 300 м. от последних домов города. От виадука до от-воротка в Шувакиш ровно 4 км. Перед отворотком установлен транспарант «Шувакиш» (но его может и не быть) тогда засечка не помешает. Если отвороток все же проехали, то впереди на расстоянии чуть более 1,5 км. мост над железной дорогой. Вернуться назад и быть внимательнее.
п.а1. ОТВОРОТОК С ШОССЕ НА ШУВАКИШ. Повернуть с шоссе налево (если ехать из Екатеринбурга) и ехать по прямой дороге около 0,5 км. до перекрестка.
п.а2. ПЕРЕКРЕСТОК. Здесь дорога под тупым углом выходит на еще одну дорогу из Екатеринбурга (через Семь Ключей).
Сразу же за дорогой бетонный забор. Повернуть направо. (Если повернуть налево, то в 150 – 200 м. железнодорожный переезд – наследник знаменитого переезда № 184 только сдвинут на запад метров на 50 от своего предшественника, неподалеку же находится и Поросенков лог).
Повернув на перекрестке направо, следовать по дороге, которая примерно через 300 м. поворачивает налево, вокруг упомянутого бетонного забора. Еще через 200 м. железнодорожный переезд, следовать прямо, через 1,5 км. п.3. Доро-га всюду выглядит как «главная» и поэтому сбиться трудно.
п.3. ОТВОРОТОК ЩЕБНИСТОЙ ДОРОГИ.
Далее следовать по инструкциям первой части этой работы.
Некоторые особенности: в п.3. поворот очень крут и к тому же в гору, однако он был успешно преодолен даже «Икарусом». В п.4., там, где кончается щебнистая засыпка сразу же начинается заболоченная низина. Если ее (это ка-ких ни будь 50 м.) удастся преодолеть на машине, то дальше машина заведомо пройдет. Если удалось проехать, то к п.9. нужно заезжать по дорожке от п.6., но не пытаться проехать через поляну. Она сильно заболочена даже в сухую погоду. Поэтому чтобы не оставлять машину на дороге и вместе с ней охрану, лучше потратить время и разыскать отвороток на п.6. В принципе можно доехать непосредственно до Креста на шахте, но вряд ли это актуально для данного путеводителя.
Верховский А.М. Екатеринбург, 1995 г.
Коментарии
|