Историческая справка

Этот доклад (Его Преосвященству) был написан мною в первой половине 1995 года по благословению Епархиального архиерея епископа Никона. В конце января меня вызвали в епархию (в епархиальное управление) и о. Владимир Зязев, в ту пору секретарь Епархии, передал мне благословение владыки – написать доклад. Написание Доклада затянулось почти на полгода, только к Царским дням я вручил владыке его экземпляр.

На предложение опубликовать доклад в печати, владыко Никон ответил категорическим отказом. Можешь отдавать текст, кому доверяешь, сказал он, но никакой публикации. Графику можешь размножить на ризографе. Что я и сделал, было напечатано 100 комплектов графики. Получилось 2 толстых папки. За прошедшие 16 лет осталось половина одной папки, т.е. я раздал экземпляров 70, вместе с комплектами графики. Опубликовать доклад, кстати, предлагал ген. Стерлигов в 1995 году, ознакомившись с ним.
Наконец, года 2 назад я позвонил в Москву, владыке Никону и попросил благословить публикацию доклада. Не сразу, но владыко, согласился. Он сначала немного удивился, что, дескать, столько лет прошло, что он (владыко Никон) уже десять лет как в епархии ничего не контролирует, да и вообще все переменилось за эти годы, что я сам бы мог решить нужно не нужно публиковать. Я ответил, что уже привык на собственном опыте, что с владычными благословениями не шутят – если нет благословения, значит, нет и публикации. Тогда он сказал – спроси благословения у действующего епархиального архиерея. Я ответил, что нынешний владыко просто не в курсе событий тех лет и тех соображений, которыми руководствовался епископ Никон в 1995 году, когда в благословении на публикацию было отказано. Тогда епископ Никон согласился и дал благословение на публикацию.
+ + +
Необходимость публикации вытекает из того обстоятельства, что это единственный документ, в котором последовательно описываются события на Русской Голгофе при взгляде на них «изнутри». У меня была такая возможность. Я был свидетелем и участником многих событий, которые тогда происходили. Для тех, кто интересуется событиями тех лет, этот доклад может быть интересен.
В публикациях на эту тему, в книгах, в статьях, интервью, выходящих в настоящее время, распространяются совершенно фантастические вещи. И что самое главное, нет понимания того, что все происходившее на Русской Голгофе, происходило по Промыслу Божию. Глава «Хроника Вознесенской горки», это описание сплошного непрерывного чуда. Осознание этого чуда, осознание хотя бы малой толики в логике событий, которая определялась не логикой нашего плотского бытия, давалась мне огромным напряжением. Поэтому написание этой главы, которая многократно переписывалась, заняло большую часть времени и сил, ушедших на подготовку доклада.
+ + +
Сначала о себе, Общине и Братстве. В СМИ, в которых я видел описание моих действий, никогда не упоминают моего положения в Церкви. Позиционируя мои действия как действия «энтузиаста-любителя», или как «свободного художника». На самом деле, я был в послушании Церкви, как один из «винтиков единого механизма Церкви», или как «один из солдат армии «Воинствующей Церкви». А подразделения этой «армии», в которой я служил, назывались: «Община Храма-на-Крови» и «Православное братство во имя Святых Царственных мучеников». В Докладе об этом есть немного, но далеко не все, со многими лакунами. По разным причинам, ну, во-первых, я писал лично епархиальному архиерею и не буду же ему рассказывать то, что он и без меня прекрасно знает и даже много лучше меня. Во-вторых, о многом в ту пору просто нельзя было признаваться, во всяком случае, в письменном виде. И, наконец, многое я тогда просто не понимал, в стройную и ясную картину, все это, уложилось только в последние годы.
К примеру, там не объясняется в чем разница между этими подразделениями – братством и общиной. Разницы нет никакой, если говорить о разнице практической, зато есть разница юридическая. Община есть канонически и юридически оформленное структурное подразделение Церкви. Собственно из них, из общин, Церковь и состоит. Любой епархиальный архиерей отвечает за них и их деятельность целиком и полностью, их устав строго регламентирован.
+ + +
Братство – другое дело. Устав братства, фактически не регламентирован никем и ничем, он может быть практически любой. Юридическую ответственность за деятельность братства епархиальный архиерей, практически не несет, а если братство не зарегистрировано в органах юстиции, тогда вообще, спросить с него нечего. На деле это было так – когда можно, действовала законопослушная община Храма-на-Крови, а когда не можно, но нужно, община исчезала, истаивая в воздухе, а вместо нее появлялась «группа энтузиастов», абсолютно никому не подконтрольных, абсолютно непредсказуемых, но «зубастых», милиция хорошо помнила, что может получиться, если с этой публикой связаться.
В связи со сказанным вспоминается такой эпизод. Начало зимы 1997 года. Звонок от о. Владимира (Зязева). Завтра к тебе для интервью подъедет телевидение из «4 канала». Номер твоего телефона я им дал, должны сегодня тебе позвонить. Расскажешь о строительстве временного деревянного Храма-на-Крови. Скажешь, что строило братство (а не община), что строительство благословил владыко Мелхиседек. С владыкой согласовано.
Т.е. даже спустя годы владыко Никон не хотел «светиться». Представляю, какое давление он выдержал в 1994 году, когда было строительство и оно было прервано в августе того же года. И только через два года, осенью, частично зимой 1996 года, строительство было доведено до конца.
+ + +
О том, когда были организованы Община Храма-на-Крови и Православное братство во имя Святых Царственных мучеников, в докладе написано, хоть и не очень полно со многими лакунами.
Теперь о поздней судьбе этих организаций. В апреле 1997 года была крупная реорганизация. Сделано это было на Епархиальном совете, не знаю как сейчас, а тогда он состоял из 18 благочинных. На Совете владыко Никон сообщил, что община Храма-на-Крови упраздняется. Все текущие дела по Вознесенской горке передаются вновь созданному Архиерейскому подворью. Соответственно упраздняются должности председателя общины, каковым был сам владыко и заместителя председателя общины, т.е. моя должность.
По братству: Председатель братства (по выборам 1994 года, сам владыко Никон) снимает с себя полномочия. Меня – заместителя председателя, владыко рекомендует Епархиальному совету к избранию председателем братства. Совет проголосовал единогласно. Таким образом, я был избран в председатели, но не общим собранием братства, а Епархиальным советом.
Далее, на том же совете, владыко отдал мне первые устные распоряжения.
1. Всех братчиков (членов братства) выбираешь сам. Берешь с кандидатов заявления, я утверждаю, после личной проверки. Заявления так и лежат где-то в моем архиве. Владыко так никого и не проверил (все недосуг) и ни одного заявления не завизировал.
Как видим, в братстве никакой демократии не предполагается, сплошной авторитаризм. Или правильнее, монархический принцип правления. Владыке нужно было эффективное действующее подразделение, а не трибуна для пустых разговоров.
2. Духовника братства тоже подбираешь сам. Имя сообщишь мне, проверю, если сгодится, будет тебе духовник. Даю тебе 5 попыток, если не найдешь, останешься без духовника. Я несколько лет просил духовника для братства, владыко все отнекивался – вроде как – я тебе чем не духовник. Все мои 5 попыток оказались неудачными, причем это становилось очевидно даже для меня, т.к. ни один из кандидатов не прошел испытания. Т.е. я сообщал владыке имя, не сообщая своего выбора кандидату, разумеется. Владыко брал это имя на заметку и говорил, посмотрим. Через месяц, другой, кандидат на чем-нибудь да срывался. И вопрос снимался сам собою.
Уже перед самым уходом с Екатеринбургской кафедры, летом 1999 года, владыко Никон спросил у меня. Сколько попыток подбора духовника ты сделал? Я сказал, что 5. Ну, вот видишь, не получилось, и я тебе тоже подбирал, и тоже не получилось. Так что придется оставаться тебе без духовника.
Братство просуществовало до сентября 2008 года. Было распущено по моему прошению. Архиепископ подписал указ о роспуске братства в январе 2009 года.

А.М. Верховский. Екатеринбург. 22.09.2011г.



Коментарии

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.