Его Преосвященству

Преосвященнейшему Никону
Епископу Екатеринбургскому и
Верхотурскому.

ДОКЛАД

О деятельности братства свв. Царственных мучеников и общины Храма-на-Крови.

СВЯТАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ ГОРКА
(январь – июль 1995 год)
Поскольку община и братство составляет практически один и тот же круг лиц, то одно от другого нужно различать по функциям, которые определяются уставными целями братства:
1.  Попечение о местах Русской Голгофы;
2. Строительство Храма-на-Крови;
3. Способствование скорейшему прославлению свв. Царственных мучеников Церковью в Отечестве сущей.

Прочие уставные цели братства являются традиционными, для такого рода организаций и их можно не перечислять. Основные цели братства включают в себя и цели общины, поэтому можно ограничиться изложением деятельности по перечисленным пунктам. Главные или основные цели братства, изложенные в виде списка из
трех пунктов, этим списком не ограничиваются. Это утверждение нужно понимать в том смысле, что никакие пункты, никакого списка не могут во всей полноте вместить, что-то живое. Потому лучше сказать, что этот
список не ограничивает, а указывает направление нашей деятельности.

Наша деятельность по первому и второму пунктам на Вознесенской горке совпадает. Фактически она началась с 1989 года: для того, чтобы в 1994 году Церковь начала строительство на Вознесенской горке, нужно,
как минимум, получить право на владение этим местом. Получено оно было в 1990-м году и сейчас мало кто задумывается о том, что сам этот факт подобен чуду. Ни теперь, ни тем более тогда, в 1990 году ни коммунистическая власть, ни демократическая, как раз набиравшая в ту пору силу, не были
заинтересованы в том, чтобы Церковь построила Храм-на-Крови. Но и сама Церковь в Отечестве сущая не могла выступить соискателем. Об этом нужно говорить со скорбью в сердце, но и с пониманием реалий жизни безбожного государства.

Если бы в начале лета того года к правящему архиерею Екатеринбургской (тогда еще Свердловской) епархии пришел бы человек с проектом овладения Вознесенской горки, как места убиения свв. Царственных мучеников, то естественна была бы реакция архиерея. Владыка счел бы предложение в лучшем случае за глупость, а в худшем за провокацию. Ведь и по сию пору свв. Царственные Мученики не канонизированы отечественной Церковью.

В 1990 году Церковь утвердилась на Вознесенской горке вопреки хотению и расчетам могущественных сил- политических, общественных, коммерческих и иных. По Промыслу Божию Церковь получила то, что не смела и просить. Божьим устроением Церковь допустили стать соискателем и ей же вручили
юридическое право владения Вознесенской горкой.

Получается несколько затянувшееся вступление, но без него совершенно невозможно напомнить то, без чего нельзя изложить происходящего на Святой Вознесенской горке. Мистерия 1989 года напомнила простую истину, казалось бы и так хорошо известную любому православному человеку: «Без Мене не сотворите ничесоже». На Вознесенской Горке эта мысль проявляется в действии с необыкновенной отчетливостью. Здесь исполняется Божья воля, а не человеческие хотения хитрости и расчеты.

Мы не обладали ни силой, ни властью, ни деньгами — мы, включившись в эту игру, не понимая ее смысла и не желая понимать, лишь твердо стояли на своем и не поддавались ни на какие компромиссы со своей совестью. Мы выступили на стороне Зарубежной Церкви и, как нам показалось осенью, — проиграли. Только на следующий год, и то не сразу, стало понятно, что выиграла Церковь. Ибо Церковь едина, а мы проиграли бы тогда, когда искали пользу себе, а не Церкви.
На Святом Месте как нигде исполняется принцип — «ищите Правду Божию, а остальное все приложится вам».
Я предпринял это вступление, чтобы показать, что наши действия не всегда имеют прямой, видимый и немедленный результат. Например, в мае 1990 г. не мы запустили механизм, могучими силами которого управлять,
естественно, не могли. Но и сами эти силы, вопреки собственным расчетам, совершили то, что никак не входило в их цели и задачи. Результат был получен в декабре того же года, а осмыслен и понят мог быть только
много времени спустя. Но тогда был не конечный результат, а промежуточный — результат становится видимым сейчас на Святой Вознесенской горке, но и он не конечный. И осмыслен и понят он будет только позднее, а когда? — и сказать невозможно.
Настоящее предисловие написано и для того, чтобы показать, что ничего случайного или излишнего на Святой горке не бывает и развернувшееся строительство не исключение. Поэтому мы относимся к строительству
с сугубым тщанием, понимая при этом, что никакой результат на этом месте не бывает окончательным, если подходить к нему с мирскими мерками. Что все здесь имеет глубокий духовный смысл и, что только с чистым сердцем и без всякой хитрости можно чего-то значимого достичь. События, связанные со Святым местом на протяжении последних пяти — шести лет дают возможность для чуткого духовного зрения разглядеть
содержание самого понятия Русская Голгофа по отношению к Святой Вознесенской горке, но такая работа имеет самостоятельное значение.

+ + +

Наша община (братство) существует, по меньшей мере, с начала 1990 г., менялись названия, менялись люди, но сохранялись три главные цели, перечисленные выше. Люди менялись уже потому, что не видели или не
могли видеть прямой и непосредственный результат. Мы потеряли и тех, часто ценнейших людей, кого нужно отдавать на отчитку, т.е. люди погибли. Нет нужды говорить, что люди погибли от своих грехов, прежде всего от гордыни. Погибли именно ценнейшие работники, кому есть чем гордиться.

Есть период Ипатьевского дома от 1918 года и до его сноса, о котором почти ничего не известно, кроме того что там размещались разные советские учреждения. Доходят смутные слухи, что в комнате, где происходило убийство, на стенах проступали пятна крови, и их невозможно было закрасить, они проступали снова. Говорилось и о дивном пении, подобно ангельскому, раздававшемуся по ночам из подвальной комнаты, особенно перед большими праздниками. Сотрудники давали подписку «О неразглашении…».
Есть слухи и о том, что некоторые люди пережили нестерпимый ужас и, бросив все, уволились и ушли из Дома.
Грех опасен везде, но особенно он опасен при близком соприкосновении со святыней. Мы убедились на собственном опыте, становится понятен и «опыт» советских учреждений, состоявших в Ипатьевском доме — там ведь работали не только невоцерковленные, но и просто не крещенные люди, люди лишённые духовной защиты и можно вообразить что со многими сталось. Поэтому они и не придут рассказывать о чудесах, происходивших в Ипатьевском доме.
+ + +

В 1994 году на Вознесенской горке началось непосредственное строительство. Сначала, в апреле было получено благословение Преосвященнейшего владыки Никона епископа Екатеринбургского и Верхотурского на возведение небольшого строения, что-то вроде открытой часовни, которое канонически соответствовало бы алтарю, для совершения Божественной Литургии, которую намечено было отслужить архиерейским служением у Царского креста, в первый день Пасхи.
В установленный срок на Вознесенской горке была возведена часовня с маковкой и крестом. Финансированием, строительными материалами и транспортом обеспечила община Вознесенской церкви. Организация и проектирование осуществлялись нами, нам же удалось, частным образом, договорится с администрацией одного из предприятий о развертывании строительной базы (складирование, станочная обработка материалов, предварительная сборка). Все работы заняли 3 дня.

+ + +
Существенно иначе разворачивались работы по возведению продолжения начатой часовни, с целью превращения ее в храм. Благословение на строительство от Преосвященнейшего владыки епископа Никона получено в середине мая, тогда же Он одобрил архитектурный рисунок предполагаемого строения, по которому можно было бы начать проектные работы. Проектно-конструкторские работы затянулись более чем на месяц, что обусловлено было исключительной сложностью поставленных задач, отсутствием времени и должного оснащения. Были просчитаны прочностные характеристики объемной конструкции в нескольких вариантах вручную.
[Технические характеристики объекта см. в приложении 2.]
Финансирование было открыто в конце июня (Выдано в подотчет сначала 1 млн. руб. и в начале июля 2,1 млн. руб. На эти деньги были закуплены стройматериалы: Брус — 150 Х 150 мм, Доска обрезная 150 мм, толщиной 25, 40, 50мм на сумму по двум квитанциям 910, 569+694,950=1605.519 р. Одна квитанция датирована 12, а другая 15
июля, именно тогда стал поступать строительный материал.
Очень серьезно помогла строительными материалами община Вознесенской церкви, в частности они пожертвовали бревна, из которых были вытесаны опорные колонны, от общины Вознесенской церкви было получено много и другой помощи. Финансовый отчет см. в прил. 1. Работы были развернуты на той же базе, что и в апреле. Из-за задержки со стройматериалами только к 14 июля были изготовлены колонны, основные фермы и нижняя обвязка из бруса. На следующий день перевезли и стали строить на месте, но уже никакие, даже самые героические усилия, не могли обеспечить завершение стройки к Царским дням. Удалось только поставить колонны, связать их обвязкой и настелить пол на помосте. Попытка смонтировать хотя бы диагональные фермы, предпринятая 16 июля не удалась, монтаж их, а также выяснение причин неудачи было оставлено на потом.
Как только на Вознесенскую горку были завезены материалы, там было организовано дежурство Казачьей Заставы. Казаки неоднократно пресекали попытки разворовать или поджечь стройку и материалы в ночное время.
Чины Казачьей Заставы и теперь несут круглосуточное дежурство.

+ + +

После Царских дней работы еще более замедлились. Сохранялась неопределенность с финансированием, и от дорогостоящих специалистов пришлось отказаться. Оставшиеся работали, будучи, как говорят, непрофессионалами, крайне медленно и неумело.
К концу июля, после выявления и исправления погрешностей, были в два приема смонтированы основные несущие фермы и коньковые брусья. 5 августа была поставлена маковка с крестом и тоже поставлена с помощью крана, для этого пришлось внести некоторые конструктивные изменения в первоначальный проект. (Первоначально планировалось делать ее на крыше с лесов, как обычно и делают исстари). К этому времени мы уже освоились с монтажом готовых конструкций с помощью крана, которые собираются на земле, что очень ускоряет работу, хотя предъявляет повышенные требования к точности и всей «культуре производства».
Далее были смонтированы металлические хомуты, часть из них имела вспомогательное значение, а уголковые хомуты, скрепляющие пересечения стяжек диагональных ферм, имеют значение несущих элементов, они и соединяют нижний пояс разрезных ферм. После установки указанных хомутов конструкция приобрела законченный вид и была убрана монтажная колонна, установленная в центре. Работы были остановлены в середине августа, когда устанавливались промежуточные стропильные ноги.
В настоящее время я отстранен от строительства и не располагаю никакими сведениями о его продолжении.

+ + +

Мы сделали, что можно было в человеческих силах. Когда было время у нас не было денег, а когда появились деньги, не стало времени, но существенным явилось не только физическое отсутствие времени. Тогда, когда появились деньги, изменилась и ситуация. События развертывались бы существенно иначе, если бы финансирование было открыто хотя бы на неделю раньше и в полном объеме сразу. Тогда была возможность приобрести пиломатериалы в середине июня и вдвое дешевле. Была и бригада, с которой велись переговоры в начале июля. В этой бригаде был очень опытный бригадир, и сама бригада была умелая. Но у нас не было ни денег, ни материалов и они уехали дня за два до поступления первой партии досок.

А.М. Верховский.



Коментарии

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.