Пост

Как правильно держать пост?

***

Уважаемый Yra, не знаю, что вас навело на мысль задать такой вопрос, хотя мы не монастырь, а я не Батюшка, но вопрос задан и я отвечу. Понимаю так, видно наш сайт к этому располагает.

По всей видимости, вы смело, и решительно начали пост и у вас обнаружились некоторые неясности, потому как вы задали вопрос не на кануне поста, а уже по ходу его.

Еще должен вас предупредить я не святой и живу в миру, поэтому мои рекомендации для грешников из мирян, но знающих в первом приближении, что такое мал-мал, жить церковной жизнью или желающих таковой жизни.

И еще, говорим только о Великом Посте.

Итак, Великий Пост особый пост, поэтому разумно начать подготовку к нему за неделю.

Наша масленица хороша (на церковном языке она называется сырная неделя, мяса не едим, им мы уже заговелись) сам Господь нам ее подарил на радость нашей кожаной природе и ее надо принимать и заговляться. С булочками, пирожками и пирогами, ватрушками, шаньгами, блинами с молоком и сметаной, маслом, рыбкой и икрой… Хорошее застолье с песней, водкой и судаком по этому поводу не помешает. Хотя под водку правильнее будет селедочка, рецепт проверенный и надежный, а главное нашенский. Русский человек, такая пружина, что, сколько бы он ни ел белуги, осетра и разных там каракатиц он все равно возвращается к селедке, потом, сколько бы он ни пил заморских вин и джинов он все равно возвращается к водке. И скажу тебе Yra, по секрету, это правильно.

Опять же можно сходить на концерт правильного певца, досмотреть, что не досмотрел, дочитать, что не дочитал, докрасить, что не докрасил, навестить того, кого давно не навещал и все откладывал, нацеловаться и налюбиться…

Yra, и если вы решили держать пост, то уже в самый разгул масленицы к вам обязательно придет желание, — «уж скорее бы Пост».

Разумно в канун поста в воскресенье посетить Храм Божий, отстоять службу, чин Прощения, а затем вспомнить всех кому ты наступил на ногу, обидел или держишь обиду и искренне попросить у них прощения. И главное не обманывай себя найди того человека, с которым ты действительно не в ладах и с ним примирись.

Потом Yra, ближе к вечеру ты обязательно испытаешь легкую тревогу, — «а справлюсь ли?». И это нормально Yra, справишься. Кто с Богом да не справится?! С Богом Yra, мы еще не такие рубежи возьмем.

А после того, когда ты всем своим родным и близким, за вечерними блинами скажешь: «братья и сестры потягнем Христа ради», то у тебя уже и уверенность появится и силы на пост. Закончить масленицу можно короткой молитвой на сон грядущим.

И вот он сам батюшка — Великий Пост! И мои рекомендации к нему.

Yra, все стихло никакой музыки, никаких развлечений, никаких зрелищ, никаких походов на поглазеть, откладываешь все мирские заботы в долгий ящик, с домашними никаких разборок, язык крепко зажат зубами. Утром подъем быстрый и ранний с «Господи помилуй» и крестным знамением. Молива утренняя максимально полная и внимательная (вне поста она должна быть покороче, вечерняя молитва также максимально полная).

Запомни Yra, что первое, второе и третье в посте это умеренность в пище. Важно и качество и количество. Ты никогда не должен есть досыта и только самую простую и по-русски правильную пищу, лучше со своего огорода или с рынка от корешей. В субботний и воскресный дни можешь добавлять по плошке.

Наши добрые батюшки и не только они сейчас стали говорить так: «не важно, что ты ешь мясо важно чтобы ты не ел людей, бесы тоже не едят однако не исправляются». Yra, это ложный посыл. Если ты ешь мясо во время Поста, то ты обязательно будешь есть людей, а мы с тобой не духи, на нас кожаные ризы и для нас пища это брань, которой не смог выдержать даже Адам. Какое духовное делание если брюхо набито? Где утончение плоти? Если молитва не постная, то она плотская и духа в ней нет.

Но тут Yra, я тебя порадую, первые четыре дня ты можешь не беспокоиться о пище, первые четыре дня мы, Yra, с тобой не едим ни днем, ни ночью.

Вы меня правильно поняли, мы совсем не едим четыре дня. В эти дни на вечерних службах в Храмах Божиих читается канон Андрея Критского. Найди время и посети хотя бы одну из служб. Удастся больше? Лучше. В остальные вечера в домашних условиях, Yra, читаем канон в семейном кругу с благоговением и великим смирением.

Обязательно читаем, опять же в семейном кругу, каждый день во время всего поста Евангелие по выбору. Yra, выбери сам, и лучше то, которое ты давно не читал. И здесь дело не в количестве, даже слово качество здесь не подходит. Yra, когда ты берешь Евангелие ты предстоишь самому Творцу, это одна из молитв Предстояния. Благоговение, умиление и трепет при осознании своего полного ничтожества и слабой надежды на спасение и ничего больше, Yra.

Здесь, Yra, я тебе скажу кощунственную фразу, — не лезь в точки и запятые, не иди в последовательность изложения, не акцентируй себя на Евангельском событии, бери сам Дух Евангелия, если бы даже оно звучало на непонятном тебе языке, Дух важнее, чем вся канва Евангельских событий.

Yra, молитва — наше Православное ВСЕ. Особенно собственно Молитва Предстояния, когда ты уста в уста молчишь со Христом и при этом слышишь Его дыхание; когда к тебе являются святые и ты с ними говоришь. Но это Yra, не здесь.

Если ночью тебя поднимут дети, или нужда какая, закончив дело встань на молитву, прочти по памяти хотя бы основную пригоршню молитв, а то скажи из сердца самое сокровенное…

Чтобы не забыть,Yra, еще скажу, что мы с тобой в течение всего Поста также читаем Святых Отцов, и снова по выбору и лучше сразу двух. Здесь рекомендовать сложно, но хорошо, если один из них будет Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе», там что не изречение, то золотые россыпи. Его лучше читать помалу, не спеша, с глубоким осмыслением. Вторым может быть Игнатий Брянчанинов сейчас его все рекомендуют, он, как говорят, стал модным. А я вам, Yra, посоветую Сергея Нилуса, наревешься до слез, и это тебя утешит во время Поста.

Итак,Yra, понимая ваше рвение к духовному росту, я все же не рекомендую в первую седмицу Великого Поста делать поклоны, их разумно начать со второй седмицы. Для первой седмицы хватит и того, о чем я уже сказал.

Количество? О, Yra, здесь я расписываюсь. Кому и десять хорошо, кому и тридцать, кому и сто мало, а кому и тысячи не достает. Могу только сказать одно — надо начинать, Yra, и Бог в помощь.

В нашем деле спасения стоять нельзя, Yra, надо идти. Быстро не надо — падешь, бесы закусают. Они, Yra, кусают не только монахов, но и подвижников из мирян. Идти надо и лучше это делать потихоньку, но без остановки, а главное основательно и по возрастанию и не оглядывайся, смотри только вперед, этот враг всегда впереди, на каждом шагу, на каждом этапе твоего подъема.

Yra, нудь себя, расслабленность, как духовная, так и телесная – смертельный недуг, помни об этом.

Поклоны, Yra, разбей на две доли, одну львиную ежедневную отложи для  общих упражнений в посте и стяжании полноты добродетелей. Вторую долю используй, как средство защиты от нападений бесовских. Разгневался – тридцать поклонов, раздражился — повтор, ослабил гнет над собой – повздорил – бей поклоны… Во второй доле не количество поклонов важно, Yra, а их обязательное исполнение.

Очень хорошие рекомендации есть на этот счет бить поклоны там, где согрешил: магазин? в магазине, улица? на улице… Как говорят кассиры считай не отходя от блевотины.

Yra, я вам этого не вменяю. Много ли таких подвижников???  Но, Yra, если вы решили идти по дороге Любви, то ты к этому обязательно придешь.

Пока, Yra, мы с тобой не далеко ушли я вернусь к первым четырем дням сугубого поста. Первый день, как первый вздох проходит легко, без натуги, нет пищи и не надо. Второй день сложнее, кровь густеет, кожа тяжелая. Третий день, как второй. А четвертый день легкий. Как говорит медицина, организм перешел на запасные источники питания.

И вот, Yra, утром пятого дня после утренней молитвы и штофа крещенской воды ты берешь нож, режешь ломоть черного хлеба и без стеснения, Yra, сверху покрываешь сольцой и не скупись. Итак, в левой руке у тебя хлеб, в правой стакан родниковой воды и… Стоп.

Здесь, Yra, сделай паузу и ты поймешь, всю неправду слов, когда говорят, что в Великом Посте нет радостных мгновений, ибо вот оно первое блаженство, первая награда за твой маленький труд. И в этом месте, Yra, я вас снова должен предупредить, — притормаживай. Железы начнут активно вырабатывать слюну, и появится болевое ощущение, но я уже понял, Yra, ты парень не робкого десятка…

Вы меня спросите, Yra, почему четыре дня сугубого поста? Может, ударим по стахановски? Вон подвижники не вкушают пищи по сорок дней или вкушают ее два дня в неделю.

Нет, Yra, мы с тобой живем в миру, нам и на службу надо поспешать и за малыми детками управляться и за немощной мамой ходить и по хозяйству дел не мало, да и других забот по горло.

Это не игра, Yra, кто дальше и кто дольше. Это Пост, а ты солдат на посту и здесь важно врага не пропустить. Переборщишь – заснешь на посту и тогда труба делу.

Рекомендую, Yra, иметь при себе всегда четки, Иисусова молитва заполнит все твои паузы между войнами и насытит твой духовный голод, без нее ты будешь спотыкаться, как слепой в темноте. Это вторая молитва Предстояния. И здесь не семени, вкладывай в голову не спеша, ты говоришь с Христом один на один, Он тебя слышит, важно, чтобы и ты Его слышал.

Дорогой мой Yra, первая седмица заканчивается, и ты уже, я вижу, во всей полноте готов принять самого Христа, выбери день – суббота или воскресенье. Это важно отметить, потому, как я бы хотел, чтобы ты посетил в воскресенье вечернюю службу и побывал на Торжестве Православия. И разумно не перегрузить воскресный день.

Если ты выбрал субботу, в данном случае это обоснованно (в обычном ряду выбирай воскресенье), то в пятницу с вечера шагай на всенощную, она должна быть с Полиелеем, закажи требы, побывай на общей исповеди, а затем исповедуйся частно. К исповеди хорошо подготовься, еще за порогом Церкви вспомни все свои грешки и оставь их Батюшке. Не робей Yra, дави гной. С исповеди надо уходить со слезами на глазах, великое дело, скажу вам Yra.

Готовимся к Причастию, все, как обычно, но вечером ты вычитываешь правило ко Причащению. Оно включает в себя Каноны совмещенные: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу; Молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Также собственно Последование ко Святому Причащению, затем Канон ко Святому Причащению и молитвы ко Святому Причащению.

Yra, здесь снова я говорю кощунственную фразу, — вычитываешь правило ко Причащению. Дело в том, что некоторые около церковные деятели стали ругать слово — «вычитывать». А что же мы делаем, если не вычитываем? Есть обязательное правило, оно установлено нашей Церковью, и мы обязаны его исполнять по послушанию, — вычитывать со вниманием. Это молитва? Да. Молимся ли мы при этом? Конечно. Не стесняйся Yra, вычитывай.

Зачем на нас накладывать неудобоваримые бремена? Все равно будет так, как есть и как было.

Часть Правила, а именно сами молитвы ко Святому Причащению, по выбору, можешь вычитать с вечера или перенести на утро. И то и другое разумно.

Итак, утро. Ты бодр и свеж, во рту ни крошки и ни капли. Раньше, чем обычно ты в Церкви, в своем Приходе, встал, где удобно, — мужчины справа от аналоя, женщины слева от аналоя (желательная диспозиция).

Служба… ты весь внимание, взор на алтаре… не крутись за кадилом, оно не самая главная вещь в Церкви… Описывать порядок службы не буду, она не входит в предмет нашего изложения.

После Причастия и в конце службы выслушай Правило по Святому Причащению, приложись ко Кресту и молчи и домой. Домой, домой.

И здесь, Yra, я снова вас порадую, вновь наступили блаженные минуты. Дома ты помогаешь накрывать своей хозяйке Царский обед… с постным маслом. О Yra, скажу тебе по секрету, ты многое уже потерял, если этого до сих пор еще не испытал.

Yra, поверь мне на слово, наши радости не велики нам только и надо чуть-чуть Бога, а больше мы Его и не вместим, вместилки нет.

И еще скажу тебе, Yra, постное масло мы с тобой вкушаем во весь Пост только по субботним и воскресным дням, затем в Благовещение Пресвятой Богородицы и также рыбу. И на цветоносную неделю в Вербное воскресенье, когда совершается Вход Господень в Иерусалим, мы вкушаем и масло и рыбу. Рыбу два раза за весь пост. Затем мы с тобой усугубляем Пост в среды и пятницы, здесь можно прибегнуть к сухоядению (ни чего из печи).

Сколько раз за Великий Пост надо причаститься? Yra, ответ на этот вопрос покрыт покровом смирения, разбавлен личным религиозным опытом и дегустирован вашим духовником, если таковой имеется.  Раз в день, если ты готовишься лечь на сложную операцию, раз в неделю, если ты духовный столп, три – четыре раза за весь Великий Пост, если ты кающийся грешник.

Yra, давай мы с тобой скажем, что мы отребье и от нас смердит, пройти мимо нас невозможно, люди нас в ужасе обходят (поверь мне, я такое видел). И ты поймешь, что лучше меньше да лучше. Да, да берем по третьему варианту. Рекомендую.

В конце 60х годов великий Русский Поэт, гений Николай Рыбцов не постясь и не вычитывая Правила после вечернего возлияния и глубокого похмелья, по наитию Божию (случайно) сподобился Причаститься Великих и Страшных Христовых Таинств. И я дерзну, Yra, сказать, что Небо в этот миг ликовало. Тогда на тысячу верст стоял один полуразрушенный Храм, на молящихся в Храме текла вода, а земляной пол Храма был покрыт лужами.

И я не знаю, Yra, кто из нас троих достойнее Причастился, мы с тобой на первой седмице этого Великого Поста или Николай Рубцов в том Храме.

Но я тебе скажу Yra, мы с тобой должны делать так, как сейчас нас наставляет Русская Православная Церковь и стоять на том, и не отступать.

Подчеркну, Yra, мы с тобой не врачи, мы не «практикуем», как в последнее время стали выражаться умники, мы, Yra, Православные Христиане, мы с тобой ВОЦЕРКОВЛЯЕМСЯ. И вы меня спросите, Yra, до каких пор? И я тебе отвечу, — до оБОЖЕния. И больше не надо.

Yra, если вы достойно пройдете поприще Великого Поста, то большей радости ты не испытаешь. Уверяю вас Yra, ты воскреснешь вместе с Воскресшим.

 

 



Коментарии

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.